Энергетические гиганты готовы вложить огромные средства в строительство инфраструктуры для экспорта запасов сланцевого газа из Северной Америки; сейчас они рассматривают и предлагают проекты общей стоимостью около $500 млрд. Западная Канада и американские штаты, расположенные на берегу Мексиканского залива, конкурируют между собой за то, кому достанется большая часть этих вложений.
Новые технологии сделали возможной добычу ранее недоступных запасов сланцевого газа на территории США и Канады. Цены на природный газ в Северной Америке упали, принося выгоду промышленным и индивидуальным потребителям, а энергетические компании теперь ищут способы доставить излишки дешевого североамериканского газа в Азию, где спрос и цена на него очень высоки. Производители разделились на два больших лагеря: первые делают ставку на Канаду с ее близостью к Азии и лояльным к инвесторам правительством. Вторые надеются, что преимущества развитой инфраструктуры в США перевесят политическую неопределенность, связанную с нежеланием Вашингтона разрешать экспорт больших количеств дешевого топлива.
Битва за Азию
По оценкам аналитическо-консалтинговой фирмы Eurasia Group, в переоборудование для экспорта существующих в США импортных СПГ-терминалов энергетические компании со временем могут вложить $50 млрд, тогда как их строительство с нуля в Канаде обойдется дополнительно в $60 млрд.
Эти инвестиции повлияют на формирование цен на газ на мировом рынке в ближайшие десятилетия. Сейчас в Северной Америке газ стоит около $4 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU), а в Азии — $16 за 1 млн BTU. Импортный СПГ всегда будет дороже, чем газ, добываемый на территории страны, за счет расходов на сжижение, транспортировку и последующий перевод его снова в газообразное состояние; тем не менее его экспорт в Азию из Северной Америки будет способствовать сокращению ценового разрыва и снижению расходов азиатских потребителей.
В первую очередь экономические выгоды получат сами территории-экспортеры. По оценкам правительства канадской провинции Британская Колумбия, сооружение одного СПГ-терминала обойдется в $20 млрд и создаст 200-300 постоянных рабочих мест и еще 3500 — на этапе строительства. «Мы можем стать вторым по размерам в мире экспортером СПГ», — говорит премьер-министр Британской Колумбии Кристи Кларк, рассчитывая, что будущие налоговые поступления принесут в местный фонд благосостояния около $100 млрд. «Когда мы реализуем наш потенциал в сфере экспорта СПГ, на экономику Канады это окажет такой же эффект, как нефтеносные пески в провинции Альберта», — добавляет Кларк.
Сторонники экспорта СПГ из США считают по-другому. «Реальность такова, что издержки на строительство трубопровода и оборудования для сжижения газа в такой отдаленной и пустынной местности окажутся столь высоки, что сведут на нет все преимущества», — говорит Майкл Смит, гендиректор техасской Freeport LNG Development.
Мартин Хьюстон, директор по производству британской BG Group, признает эту проблему, но считает, что близость к Азии дает Канаде дополнительное преимущество. Груз из Западной Канады идет морем до Восточной Азии от восьми до 10 дней — в два с лишним раза быстрее, чем с американского побережья Мексиканского залива. Впрочем, BG рассматривает проекты и в США, и в Канаде.
Еще в 2007 г. страны Северной Америки готовились к дефициту природного газа и активно строили импортные СПГ-терминалы. Благодаря сланцевой революции все они теперь постепенно переоборудуются для экспорта. Стоимость переоборудования одного терминала составляет примерно $10 млрд.
Смит из Freeport признает, что основным вызовом для проектов на территории США является неопределенность в отношении того, одобрит ли Вашингтон экспортные заявки, а возможности привлечь инвесторов во многом определяются местом проекта в очереди на рассмотрение.
До сих пор правительство США одобрило всего два проекта по экспорту СПГ, один из них — терминал компании Cheniere Energy Partners в Луизиане, второй — терминал Freeport в Техасе. В Вашингтоне идут жаркие дебаты по вопросу о том, стоит ли разрешать остальные проекты. Ряд промышленных компаний выступают против экспорта, утверждая, что в первую очередь дешевые энергоносители должны получать американские компании и потребители.
В Канаде такие споры не ведутся. Правительство страны одобрило три заявки на экспорт СПГ, включая проекты Chevron и Royal Dutch Shell. Рассмотрения ждут еще четыре заявки, поданные этим летом, среди них крупномасштабный проект ExxonMobil и проекты строительства терминалов BG Group и малайзийской госкомпании Petronas.
Прежде чем вкладывать деньги в дорогостоящее строительство терминалов в Канаде, компании стремятся заключить долгосрочные контракты на поставку газа и ищут покупателей или бизнес-партнеров в Азии. Последние, в свою очередь, стремятся гарантировать себе поставку газа по минимальной возможной цене, прежде чем брать на себя обязательства. Впрочем, мало кто сомневается, что покупатели на канадский газ в Азии найдутся. Многие азиатские компании уже купили доли в СПГ-проектах на территории Канады.
Источник: Ведомости