ржд
20.09.2013, 14.00
ОАО РЖД хочет развернуть один из ключевых элементов железнодорожной реформы России

ОАО РЖД хочет развернуть один из ключевых элементов железнодорожной реформы, получив до 30% российского парка вагонов в собственность или аренду. По мнению монополии, у которой сейчас вагонов почти нет, это повысит эффективность перевозок. На рынке идея ОАО РЖД вызвала удивление: перевозчик лишь недавно отказался от использования привлеченного парка. По мнению экспертов, сочетание на сети частного парка и парка ОАО РЖД только ухудшит ситуацию с управлением перевозками, а опыт аренды вагонов монополией уже оказался неудачным, принеся ей убытки.

Вчера президент ОАО РЖД Владимир Якунин заявил в интервью Bloomberg, что у него «зреет осознание» ошибки «в решении о стопроцентной приватизации подвижного состава». Поэтому господин Якунин считает, что ОАО РЖД нужно вернуть 30% парка грузовых вагонов (то есть около 360 тыс.) «в собственность или на правах аренды». «Мы не можем провезти груз во многом из-за того, что дислокация частных вагонов не соответствует потребности перевозимых грузов»,— пояснил он, добавив, что «в мире вообще перевозчиков без подвижного состава не существует». Топ-менеджер подчеркнул, что пока не обсуждал идею с правительством и «речь не идет о национализации». Привлекать парк ОАО РЖД рассчитывает «на рыночных условиях». В пресс-службе монополии отказались от комментариев.

Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, полагают, что, «скорее всего, речь идет о возвращении к практике наращивания инвентарного парка» (вагоны, принадлежащие напрямую ОАО РЖД). Кроме того, по словам одного из собеседников «Ъ», «возможно, имеется в виду либерализация тарифов для арендованных ОАО РЖД вагонов». Сейчас монополия жестко ограничена в тарифах на перевозку прейскурантом 10-01, что фактически делает нерентабельной аренду вагонов по рыночным ставкам, поясняет источник «Ъ». По словам другого собеседника «Ъ», ОАО РЖД может сформировать свой парк «только с одобрения правительства». «Хотя формальных ограничений нет, это будет противоречить целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года»,— говорит источник «Ъ».

Частные собственники вагонов появились в результате первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта. В 2003 году была принята новая версии прейскуранта 10-01, в котором была выделена вагонная составляющая тарифа, после чего операторы начали активно развиваться, покупая вагоны у производителей. В 2006-2011 годах операторский бизнес был постепенно выведен и из ОАО РЖД через создание, в частности, Первой и Второй (сейчас Федеральной) грузовых компаний, а также «Трансконтейнера», «Рейлтрансавто» и других. Часть из них была продана, сейчас ОАО РЖД владеет лишь четырьмя операторами, которые занимают около 21% рынка.

Но ОАО РЖД вплоть до 1 июля продолжало арендовать вагоны у Федеральной грузовой компании (ФГК). «Арендная схема принесла ОАО РЖД убытки в размере более 5 млрд руб. в 2012 году,— говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров,— и монополия вернулась к агентской схеме управления парком, исключающей расходы на его привлечение». Так, Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО РЖД управляет частью парка полувагонов ФГК и некоторых других операторов, получая комиссию от стоимости заказа.

Частные операторы официально не комментируют инициативу ОАО РЖД, но подтверждают неэффективность привлеченного парка. Эти вагоны получали значительные преференции, ущемлявшие права операторов, говорит один из собеседников «Ъ». ОАО РЖД могло бы вновь брать вагоны в аренду у ФГК, но и операторы, и привлеченный парк должны работать по единым четким правилам во избежание «недобросовестной конкуренции», считает источник «Ъ». Покупать вагоны монополия, учитывая заморозку тарифов и нехватку средств на инвестпрограмму, вряд ли сможет. Но, добавляет Михаил Бурмистров, предложение сделать 30% парка инвентарным в любом случае «не выдерживает никакой критики». По его словам, практика «предыдущих лет показала, что сочетание инвентарного и частного парков на сети обеспечивает гораздо худшую управляемость».

Источник: Коммерсантъ